|
Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

Text/HTML

Содержание №2 2019

КЛАССИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ

Хугаев И.С. Честное слово, или рассказ о настоящем человеке
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31367

ИСТОРИЯ

Туаллагов А.А. Константин – сын правителя всей Алании
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31368
Аннотация. Статья посвящена открытию печатей и серебряного сервиза Константина Алана, сына эксусиократора Алании. Находки позволяют проследить некоторые страницы биографии Константина. Кроме того, они дают основание полагать, что «алан» являлось этническим самоопределением. Указание на власть правителя над всей Аланией указывает на максимальную централизацию верховной власти в государстве во второй половине XI в.

Цориева И.Т. О проблеме происхождения осетинского Нартовского эпоса в научном наследии Т.А. Гуриева
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31369
Аннотация. В статье кратко рассматривается вклад Т.А. Гуриева в разработку проблемы происхождения осетинского нартовского эпоса. Подчеркивается, что, несмотря на дискуссионный характер отдельных положений авторской концепции о монгольском влиянии на формирование героического эпоса, в том числе о происхождении термина «нарты», исследования ученого имели позитивное влияние на развитие нартоведения. Они углубляли представление о генезисе эпоса, о создателях, о времени и условиях складывания героических сказаний.

Чшиев В.Т. Обряд «умервшления» предметов погребального инвентаря в материалах адайдонского некрополя
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31370
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности обряда погребения археологических комплексов Адайдонского некрополя эпохи поздней бронзы Кавказа.

Дзугаев К.Г. Концепт «народ-семья» в анализе новейшей истории Южной Осетии
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31371
Аннотация. В статье предлагается описание концепта «народ-семья» как инструмента анализа и объяснения основных событий и результатов новейшей истории Южной Осетии.

Дзидзоев В.Д., Дзидзоев А.Д. К вопросу формирования государственности в Абхазии в средние века
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31373
Аннотация. В статье рассматривается проблема государственной традиции абхазского народа, которая начинается с I в. н. э. Письменные исторические документы свидетельствуют о том, что Абхазское царство зародилось давно под влиянием Римской империи и при ее непосредственном участии. Обращается внимание на раннеклассовые государственные образования абхазского народа, которые в исторических источниках фигурируют как Санигия, Апсилия, Абасгия и т. д. Приводятся конкретные факты сложных и противоречивых взаимоотношений Абхазского царства с соседними государствами и народами, показаны причины и характер вассальной зависимости от Византийской империи, трудные и сложные условия выживания собственного государственного образования в условиях продолжительной и острой борьбы различных мощных государств на территории современной Абхазии.

ЭТНОЛОГИЯ

Чибиров Л.А. Культ коня у осетин: истоки и параллели
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31374
Аннотация. В статье исследуются истоки культа коня, возникшего в среде индоариев в глубокой древности. Конь в быту скифов и осетин, конь – помощник и друг всадника, крылатые кони и конь-птица, кони – ангелы и полубоги, кони волшебные и бессмертные, солнечная природа коня, имена, цвет и символика чисел – эти и другие разноаспектные позиции (штрихи), рассмотренные в сравнительно-этнокультурном ракурсе, позволяют заключить: а) доместикация коня стала поворотной страницей в истории мировой цивилизации, в том числе в судьбе ираноязычных племен степей Евразии; б) высокое положение, которое занимал культ коня в среде индоевропейских народов, блестяще иллюстрируют и анализируемые в статье реликты из быта и культуры осетин, унаследованные ими от их этногенетических предшественников.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Хугаев И.С. «Осетинская лира» Коста Хетагурова: основоположение осетинской национальной литературы
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31375
Аннотация. Дается рассмотрение наиболее характерных идейно-эстетических и формальных особенностей сборника стихотворений К.Л. Хетагурова «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»), в том числе в сопоставлении с условно единовременными литературными явлениями; подводятся оригинальные основания под принятое большинством литературоведов положение о том, что именно «Осетинская лира» знаменует собой зарождение осетинской национальной художественной литературы.

Казиты М.Р. Шота Руставели, Сослан Царазон, Иуане Габараты: к проблеме авторства «Вепхисткаосани» и «Алгузиани»
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31376
Аннотация. На основе обширного литературоведческого, литературно-критического и исторического материала рассматривается вопрос авторства известной грузиноязычной «Поэмы об Алгузе» (впервые – 1885), традиционно приписываемой осетинскому просветителю Иуане Габараеву-Ялгузидзе (1775–1830); проводится общее сопоставление «Поэмы об Алгузе» и «Витязя в барсовой шкуре»; выдвигается предположение о том, что обе поэмы принадлежат перу Сослана-Давида Царазона (?–1207).

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Челахсаев Р.Р. К вопросу об этимологии имени нарта Батраза
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31377
Аннотация. На широком историко-языковом материале рассматривается вопрос этимологии имени «Батраз» (Batraz, Batyraz), знаменитого героя осетинской нартиады, но также популярного среди современных осетин.Автор разделяет мнение исследователей, связавших происхождение имени Батраз с лексемой batyr, однако, отвергая тюрко-монгольский характер и самой лексемы, и рассматриваемого антропонима, выдвигает гипотезу о том, что разнообразные формы слова batyr восходят к древне-иранской лексеме patar `защитник, охранник, хранитель`, которая в алтайские языки могла быть усвоена в скифо-сарматскую эпоху (I тыс. до н. э. – первые века I тыс. н. э.).

ИСТОРИЯ НАУКИ

Саяпина А.А., Багаева С.С., Горожанцев С.В. Краткая история создания и этапы развития сейсмологической службы в Республике Северная Осетия-Алания (к 80-летию Э.В. Погоды и 20-летию образования СОФ ФИЦ ЕГС РАН)
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31378
Аннотация. В статье приводятся сведения о необходимости проведения сейсмологического мониторинга в Северной Осетии, как одном из сейсмоопасных регионов Российской Федерации. Описаны истоки, создание, этапы развития сейсмологической службы, участие известных ученых в области геофизических исследований. Дан краткий анализ технико-технологического состояния сейсмологической сети, результатов исследований, отмечена важность и необходимость дальнейшего развития сети СОФ ФИЦ ЕГС РАН в составе Федеральной системы сейсмологических наблюдений

Докучаев А.Я., Астафьева И.З., Гурбанов А.Г., Каргин А.В., Кулаков Ф.В., Курдюков Е.Б., Лобанов К.В., Петров В.А., Смольянинова В.Н., Юткина Е.В., Полякова М.В. Исторические коллекции рудно-петрографического музея ИГЕМ РАН: сохранившиеся традиции геологического музея имени Петра I АН СССР
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31379
Аннотация. Рудно-петрографический музей (РПМ) Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ) РАН – единственный в России академический музей, располагающий систематической коллекцией всех видов магматических горных пород. Фонды РПМ ИГЕМ РАН тесно связаны с профильными дисциплинами, развивающимися в ИГЕМ РАН.
История коллекций РПМ ИГЕМ РАН и Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН, по-видимому, начинается с 1719 года, когда в Кикиных палатах Санкт-Петербурга была выставлена коллекция Кристофа Готвальда, приобретенная для Кунсткамеры и дополненная образцами пород, руд и минералов российских месторождений.
В 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Анатомический, Азиатский, Египетский, Зоологический, Ботанический, Минералогический.
В 1898 году Минералогический музей был переименован в Геологический музей. 1 марта 1903 года Геологическому музею было присвоено наименование «Геологический музей имени Петра Великого».
В 1908 году академиком В.И. Вернадским начала создаваться «Систематическая петрографическая коллекция Геологического музея имени Петра Великого Императорской Академии Наук», составляющая основной фонд современного Рудно-петрографического музея ИГЕМ РАН.
В 1925 году произошло разделение Геологического и Минералогического музея имени Петра Великого на два музея: Геологический музей Петра Первого АН СССР (директор – академик Ф.Ю. Левинсон-Лессинг) и Минералогический музей Петра Первого АН СССР (директор – академик А.Е. Ферсман).
В 1937 году, в связи с переводом Академии наук СССР в Москву, был образован Институт геологических наук (ИГН АН СССР), который разместился в здании современного ИГЕМ РАН.
В ноябре 1955 года ИГН АН СССР был разделен на ИГЕМ АН СССР и Геологический институт (ГИН) АН СССР. Все коллекции и архивные документы Геологического музея имени Петра Великого (Петра Первого), входившего в состав ИГН АН СССР, перешли в ИГЕМ АН СССР и стали его научной основой.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Гурбанов А.Г., Лексин А.Б., В.М. Газеев В.М. , О.А., Гурбанова О.А., Лолаев А.Б., Илаев В.Э. Закономерности в характере распределения в вертикальных разрезах по латерали содержаний оксидов и базовых металлов и в распределении по латерали величин их средних содержаний по данным изучения керна скважин, пробуренных на всю мощность Фиагдонского хвостохранилища (Республика Северная Осетия-Алания)
DOI 10.23671/VNC.2019.2.31380
Аннотация. В статье впервые публикуются данные о геохимических особенностях захороненных промышленных отходов, полученные количественным методом РФА (проанализированы все (71) пробы, отобранные из керна трех скважин, пробуренных на всю мощность хвостохранилища –10м, 22м и 31,5м, закономерно увеличивающуюся с востока на запад в соответствии с базисом эрозии долины р. Хаником-дон. На основании анализа полученных геохимических данных выявлены определенные закономерности в характере распределения в вертикальных разрезах содержаний макро- и микроэлементов и в распределении по латерали величин средних содержаний базовых металлов в керне скважин.
Хвостохранилище Фиагдонской обогатительной фабрики (ФОФ) расположено в пойме р. Хаником-дон (правый приток р. Фиагдон, в 2,5 км к северу от пос. Верхний Фиагдон). Площадь хвостохранилища около 56 000 м2 и в нем, по данным ФОФ, находится 2,4 млн. тонн промышленных отходов с содержаниями (в масс. %): Pb – 0,19 - запасы – 4 560 т.; Zn – 0,36 - запасы – 8400 т.; Cu – 0,12- запасы – 2 880 т.; Fe – 6,8 - запасы – 163 200 т.; Mn – 0,14- запасы – 3 360 т.; Ag – 4,0 г/т. - запасы – 9,6 т.
Закономерности в распределении содержаний макро- и микроэлементов в вертикальных разрезах на всю мощность хвостохранилища в разных его частях с востока на запад (800 м по латерали), заключаются в том, что вниз по вертикальному разрезу:
– в восточной части хвостохранилища (скважина №2), в целом, происходит увеличение содержаний: MnO, Fe2O3общ., Sобщ., Zn, Pb и, в целом, уменьшение содержания As, а содержание Ва практически постоянное, за исключением резкого положительного пика на глубинах 2-3 м;
– в центральной части хвостохранилища (скважина № 1), в целом, происходит увеличение содержаний: S, Cu, Zn, Ba, As и уменьшение содержаний: MnO, а распределение содержания Fe2O3 и Pb крайне не равномерно;
– в западной части хвостохранилища (скважина № 3) происходит: увеличение содержаний Cu, Zn, Ba, As, практически постоянное содержание MnO и не равномерный характер распределения Fe2O3, S, Pb.
По рассчитанным средним величинам содержаний ряда элементов в керне скважин, впервые выявлены следующие латеральные закономерности с востока на запад: – постепенное снижение содержания (оксидов и S в масс.%, элементы в г/т. здесь и далее) : Fe2O3 (8.7-7.9-6.2), Cu (388-336.2-313), Pb (3045-2701-2382); – постепенное увеличение содержаний: S (2,2-2,6-3.0), As (904-1066-1372);
– постепенное увеличение содержания в центральной части и его снижение в западной части: MnO (0,19-0.25-0,16), Zn (1944-2051-1997);
– постепенное снижение содержания в центре хранилища и увеличение на его западном крае: Ba (9659-579-4149);
В связи с тем, что полученные нами новые [7] данные о величинах средних содержаний базовых металлов оказались выше или ниже средних содержаний этих же элементов, использованных Фиагдонским ГОКом для подсчета запасов металлов хранящихся в хвостохранилище, их условные запасы могут измениться следующим образом: Pb содержание было 0,19% стало 0,2709 запасы были 4 560 т, а стали – 6 501,6 т; Zn – содержание было 0,36% стало 0,1997 запасы были 8 400 тб а стали – 4 659,7 т; Cu – содержание было 0,12% стало 0,03457 запасы были 2 880 т стали 829,7 т; Fe – содержание было 6,8% стало 8.62, запасы были 163200т, а стали 206 880 т; Mn – содержание было 0,14% стало 0,201 запасы были 3360т стали – 4 824т.
После получения результатов исследований еще не проанализированных 24 проб из поверхностного [0,3-0.5м] слоя хвостохранилища) запасы ряда металлов могут еще увеличиться, что сделает разработку способа полной утилизации отходов, с предварительным извлечением из них экономически ценных и экологически опасных элементов, еще более привлекательным мероприятием с экономической точки зрения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XV Колмогоровские чтения во Владикавказе
Печатные издания ВНЦ