|
Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

Text/HTML

2016 №41

ГУМАНИТАРНЫЙ ХРОНОГРАФ
Мартин Хайдеггер. Отрешенность
Мартин ХАЙДЕГГЕР (нем. Martin Heidegger; 26 сентября 1889, Месскирх, Великое герцогство Баден, Германская империя – 26 мая 1976, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, ФРГ) – немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является основоположником немецкого экзистенциализма и одним из крупнейших философов XX века. Известен своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьезных трудах.
Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Одни его критики считали, что его политическая позиция не имела отношения к его философским взглядам, другие – что поддержка Хайдеггером нацизма была предопределена в его философии. Как бы то ни было, многие согласны с тем, что это обстоятельство бросило тень на некоторые мысли философа.
Хайдеггер создал учение о бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Он считал, что вопрос о бытии, который является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная еще с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия».
Целью Хайдеггера было подвести философское основание под науку, которая, как он считал, работает без выявленного основания теоретической деятельности, вследствие чего ученые неправильно придают своим теориям универсализм и неправильно трактуют вопросы бытия и экзистенции. Таким образом, философ ставит себе цель извлечь тему бытия из забвения и придать ей новый смысл. Для этого Хайдеггер прослеживает путь всей истории философии и подвергает переосмыслению такие философские понятия, как реальность, логика, Бог, сознание. В своих поздних трудах философ рассматривает эффект, который на человеческую экзистенцию оказывает современная техника.
Предлагаемый текст Хайдеггера лежит в русле указанной темы; автор рассуждает об угрозах атомного века, об отношении человека к природе («отрешенность от вещей и открытость тайне»), к родине («укорененность в почве родной земли»), о мышлении («калькулирующем» и «осмысляющем»), о науке и творчестве.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Армен Петросян. Армянская сатеник/сатиник и Кавказская сатана/сатаней
Аннотация. В кавказских эпосах есть следы влияния армянской мифологии и эпоса: например, образы кадзей, Артавыза и Аргваны в осетинской и западнокавказских традициях восходят к армянским прототипам. Имя Сатана/Сатаней не этимологизируется на основе осетинского и кавказских языков и не имеет принятой этимологии. А Сатеник/Сатиник имеет прозрачную этимологию в армянском – от корня sat‘ «янтарь» с суффиксом -eni(k), ср. подобные женские имени Назиник, Арпеник, Варсеник (Р. Ачарян, Т. Далалян). Изучение всех данных показывает, что имя Сатаны/Сатаней, вероятне всего, восходит к имени Сатеник/Сатиник.
Ключевые слова: армянский эпос «Випасанк», осетинский эпос, нартские эпосы Кавказа.
Литература
1. Абаев В.И. Нартовский эпос. Известия северо-осетинского научно-исследовательского института, т. X, вып. I. – Дзауджикау: Госиздат, 1945. 119 с.
2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I–IV. M.-Л.: Наука, 1958–1989.
3. Абегян М. I–VIII. Труды (на армянском языке). – Ереван: Изд-во Академии наук, 1965–1986.
4. Абегян М. История древнеармянской литературы. Т. 1. – Ереван, Изд-во Академии наук, 1948. 502 с.
http://serials.flib.sci.am/Founders/Abexyan-ist.drevn.lit/book/index.html#page/497/mode/1up.
5. Авгерян М. Полные жития святых и мартирология (на армянском языке). – Венеция, Св. Лазарь, 1810. 1 167 с.
6. Адонц Н. Мировоззрение древних армян (на армянском языке) // Исторические исследования. – Париж: Гукасян, 1948. 223–293.
7. Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян С.Т., Барсегян Г.Х. Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. I. – Ереван: Ереванский университет, 1986. 992 с. (на армянском языке).
8. Амаякян А. Сосанвер Анушаван и его кавказские и хурритские параллели (на армянском языке) // Ближный Восток II: история, политика, искусство. – Ереван: Изд-во Академии наук, 2005. 28–34.
9. Амаякян А. Отражения имени и образа хурритской богини Шавушки в армянском мифологическом и языковом материале (на армянском языке) // Народы Ближнего и Среднего Востока, XXVIII. – Ереван: Изд-во Академии наук, 2011. 239–250.
10. Ардзинба В.Г. Нартский сюжет рождения героя из камня. Древняя Анатолия. – М.: Наука, 1985. 128–168.
11. Арутюнян С.Б. Мифы и легенды древней Армении. – Ереван: Аревик, 2007. 256 с.
12. Ачарян Р. Словарь армянских личных имен (на армянском языке). Т. I–V. – Ереван: Ереванский Университет, 1942–1962.
13. Ачарян Р. Словарь корней армянского языка (на армянском языке). Т. I–IV. Ереван: Ереванский Университет, 1971–1979.
14. Бербеков Х.Б. Уникальный тип эпического героя и цветовые коды в адыгском нартском эпосе // Современные наукоемкие технологии, 2005, 4. http://www.rae.ru/snt/pdf/2005/04/Berbekov.pdf.
15. Боржак И. Возникновение и отголоски легенды о Семирамиде // Древний Восток 3, Ереван, 1978. 212–217.
16. Габриелян Р.А. Алано-армянские отношения (I–X вв.). – Ереван: Изд-во Академии наук, 1989. 142 с.
17. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. – Краснодар, 1967. 424 с.
18. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан. – Владикавказ: Ир, 1991. 178 с.
19. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. – Орджоникидзе, 1989. 177 с.
20. Гутнов Ф.Х. Ранние аланы в закавказских источниках // Дарьял, 2002, 4. http://www.darial-online.ru/2002_4/gutnov.shtml.
21. Далалян Т. О происхождении образа армянской эпической царицы Сатеник (на армянском языке) // Историко-филологический журнал, 2002, 2, 191–213.
22. Далалян Т. Эскиз сравнительного изучения «Сасунских безумцев» и осетинского нартского эпоса (на армянском языке) // Армянский народный эпос и всемирное эпическое наследие, I–IV. – Ереван: Академия Наук, 2004, 82–87.
23. Далалян Т. Об осетинском Вархаге и армянском Ваагне (на армянском языке) // Армянская народная культура XII. – Ереван: Мугни, 2004. 37–39.
24. Далалян Т. Фрагменты армяно-аланских теонимических связей (на армянском языке) // Армянская народная культура XIII. – Ереван: Гитутюн, 2006. 44–54.
25. Джаукян Г.Б. Происхождение древнеармянских суффиксов (на армянском языке) // Историко-филологический журнал, 1994, 1–2, 53–66.
26. Дьяконов И.М., Старостин, С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. – М.: Наука, 1988, 164–207.
27. Дьячков-Тарасов Н. Абадзехи (историко-этнографический очерк) // Записки Кавказского отдела русского географического общества. Кн. 22. Вып. 4. Тифлис, 1902.
http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-
1860/Djachkov_Tarasov_N/text4.htm
28. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М.: 1976, Наука. 278 с.
29. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. – М.: Наука, 1990. 232 с.
30. Иванов Вяч. Вс. Об отношении хаттского языка к северо-западнокавказским // Древняя Анатолия. – М.: Наука, 1985, 26–59.
31. Инал-Ипа Ш.Д. Памятники абхазского фольклора. – Сухуми: Алашара, 1977. 200 с.
32. Кабардинский фольклор. – М.-Л.: Академия, 1936. 650 с.
33. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. III, раздел I. – Тифлис, 1883. 1–314.
34. Мартиросян Г.К. «Фарн» горного источника, богиня рассвета и ритуал жертвоприношения головы и шкуры в семантической системе вишапов (на армянском языке) // Каменные стелы вишапы. – Ереван: Гитутюн, 2015. 136–170.
35. Матевосян Р. Святые и праведные персоны армянской церкви (на армянском языке). – Эчмиадзин: Типография Кафедрального собора, 1999. 248 с.
36. Матикян А. Ара Прекрасный (на армянском языке). – Вена: Типография Мхитаристов, 1930. 351 с.
37. Миллер В.Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Фольклор народов Северного Кавказа. Тексты и исследования. – М.: Наука, 2008. 826–837.
38. Мирзоев И.-Б. Об армянском происхождении ряда осетинских родов. 2009. http://www.yerkramas.org/2009/06/11/potomki-tagaura/.
39. Налбандян Г.М. Армянские личные имена скифо-алано-осетинского происхождения // Вопросы иранской и общей филологии. – Тбилиси: Мецниереба, 1977. 206–215.
40. Нарты: адыгский героический эпос. – М.: Наука, 1974. 415 с.
41. Нарты: кабардинский эпос. – М.: Гослитиздат, 1951. 504 с.
42. Петросян А.Е. Миф об Араме в контексте сравнительной мифологии (на армянском языке). – Ереван: Ван Арян, 1997. 208 с.
43. Петросян А.Е. Древнейшие истоки армянского эпоса (на армянском языке). – Ереван: Ван Арян, 1997. 96 с.
44. Петросян А.Е. Армянский эпос и мифология.–Ереван, авторское издание, 2002. 240 с.
45. Петросян А.Е. Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди // Армянский народный эпос и всемирное эпическое наследие, I. – Ереван: Академия наук, 2004. 42–60.
46. Петросян А.Е. Арамазд: образ, культ, прототипы. – Ереван: Ван Арян, 2006. 116 с. (на армянском языке).
47. Петросян А.Е. О происхождении армянского народа: проблема идентификации протоармян (критический обзор) // Армянский вестник, 2009, 2/3-1, 66–102.
48. Петросян А.Е. О ранних связях индоевропейских и семитских племен по данным сравнительной мифологии // Вестник древней истории, 2010, 3, 122–134.
49. Петросян А.Е. Два противопоставленных образа армянского драконоборчества (на армянском языке) // Историко-филологический журнал, 2010, 1, 189–196:
50. Петросян А.Е. Соотношение армянских и северокавказских нартских эпосов (на армянском языке) // Армянский народный эпос и всемирное эпическое наследие, III. – Ереван: Изд-во Академии наук, 2012. 8–51.
51. Петросян А.Е. Некоторые армяно-западнокавказские эпические параллели // Эволюция эпической традиции: к 80-летию академика АН Абхазии Ш.Х. Салакая. – Сухум: НААР, 2014, с. 192–195.
52. Петросян А.Е. Структурные связи армянских и осетинского нартского эпосов. Армянский народный эпос и всемирное эпическое наследие, IV. – Ереван: Изд-во Академии наук, 2014. 47–53.
53. Петросян А.Е. Арменоведческие исследования. – Ереван, 2014. 268 с.
54. Приключения нарта Сасрыквы и его 99 братьев. – Сухум: Алашара, 1988. 260 с.
55. Скрипкин А.С. О времени появления аланов в Восточной Европе и их происхождении // Историко-археологический альманах, № 7, Армавир, 2001, 15–40. http://www.kroraina.com/alan/skripkin.html.
56. Срвандзтянц Г. Труды. Т. I. – Ереван: Изд-во Академии наук, 1978. 410 с. (на армянском языке).
57. Халатьянц Г.А. Армянский эпос в «Истории Армении» Моисея Хоренского. – М.: В. Гатцук, 1896. 461 с.
58. Чамчянц М. История Армении (на армянском языке). – Венеция, 1784 (= Ереван 1985, Ереванский Университет).
59. Челахсаев Р. К вопросу о происхождении имени Шатана // Дарьял, 2007, 1. http://www.darial-online.ru/2007_1/chelehsaev.shtml.
60. Colarusso J. Nart Sagas from the Caucasus. Princeton/Oxford, Princeton University Press, 2002. 552 p.
61. Dalalyan T. On the Character and Name of Caucasian Satana (Sat‘enik). Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies, 2006, 1, 239–253.
62. Dumézil G. Le dit de la princesse Satinik // Revue des études аrméniennes, 1929, IX, f. 1, 41–53.
63. Dumézil G. Mythe et épopée. T. 1. Paris, Gallimard, 1968. 663 p.
64. Dumézil G. Le roman des jumeaux. Paris, Gallimard, 1994. 333 p.
65. Fritz S, Gippert J. Nartica I: The Historical Satana Revisited // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies. 2005, III, 1–2, 159–201.
http://titus.uni-frankfurt.de/personal/jg/pdf/jg2000d.pdf.
66. Garsoпan N. The Iranian Substratum of the ‘Agathangelos’ Cycle // East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period. Washington DC, Dumbarton Oaks, 1982, 151–174.
67. Gelb I. J., Purves P. M., MacRae A. A. Nuzi Personal Names. Chicago, University of Chicago. 1963. 324 p.
68. Heidel A. The Gilgamesh epic and Old Testament parallels. Chicago, University of Chicago Press, 1963. http://books.google.am/books?id=iRwMQVdZegAC&pg=PA259&lpg=PA259&dq.
69. Hoffner H. A. Hittite Myths. Atlanta, Scholars Press, 1990. 120 p.
70. Hübschmann H. Armenische Grammatik. Leipzig. Breitkopf & Härtel, 1897. S. 575.
71. Kassian A. Hattic as a Sino-Caucasian language // Ugarit-Forschungen. Internationales Jahrbuch für die Altertumskunde Syrien-Palästinas. Bd 41, 2010. 309–447.
72. Kassian A. Hurro-Urartian from the lexicostatistical viewpoint. Ugarit-Forschungen. Internationales Jahrbuch für die Altertumskunde Syrien-Palästinas. Bd 42, 2011. 383–451.
73. Mahé A., Mahé J.-P. (trad.). Moпse de Khorиne. Histoire de l’Arménie. Paris, Gallimard, 1993.
74. Petrosyan A. Y. The Indo-European and Ancient Near Eastern Sources of the Armenian Epic. Washington DC, Institute for the Study of Man, 2002. 236 p.
75. Petrosyan A. Y. The Indo-European *H2ner(t)-s and the Danu Tribe // Journal of Indo-European Studies. 2007, Vol. 35, 297–310.
76. Petrosyan A. Y. State Pantheon of Greater Armenia: Earliest Sources // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies, 2007, 2, 174–201.
77. Russell J. Argawan: the Indo-European Memory of the Caucasus // Journal of Armenian Studies, 2006, Vol. VIII, 2, 110–147.
Магомедсалихов Х.Г. Гендерный аспект социальных отношений в горских
обществах Дагестана: традиции и современность………………………………………18
Аннотация. В статье предпринята попытка представить альтернативную проекцию на социальный статус женщины-горянки в традиционном дагестанском обществе. Идея об ущемленном статусе горянки не совсем соответствует реальности – это больше идеологическое клише советского периода, чем действительность. Трансформация гендерных ролей в социальных отношениях в советский период была обусловлена динамикой социально-экономических и политических условий. Соответственно, интенсивными темпами социально-экономического и политического развития в общероссийском масштабе обусловлена трансформация гендерных отношений в дагестанском обществе на современном этапе, но с обязательным учетом национального колорита.
Ключевые слова: Дагестан, традиционное общество, женщина, гендерный статус, советский период, трансформация, современность.
Литература
1. Записка бывшего офицера генерального штаба Мочульского «Война на Кавказе и Дагестане». 1844 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1245.
2. Свод решений, обязательных для жителей Андалальского округа // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. Сост. Х.-М. Хашаев. – М., 1965.
Чибиров Л.А. Первые шаги урегулирования осетино-ингушского
конфликта. Бесланское соглашение……………………………………………………..…21
Аннотация. В начальный период процесса урегулирования осетино-ингушского кровопролитного конфликта осени 1992 г., целым рядом нормативных актов федерального и регионального масштаба (особенно Беслановское соглашение) предусматривалось «к 1 декабря 1994 г. создать необходимые условия для возвращения всех беженцев». Однако процесс возращения беженцев шло медленно, нередко блокировался, не выполнялись указы и постановления федеральных органов, на что имелись как объективные (низкая результативность действий правительственных структур, срывы сроков финансирования), так и субъективные (факторы морально-психологического характера) причины. В результате процесс возвращения беженцев и вынужденных переселенцев не завершился к сроку, более того, растянулся на годы и десятилетия.
Ключевые слова: Северная Осетия, Ингушетия, конфликт, беженцы, вынужденные переселенцы, Временная администрация, программа, комиссия, указ, постановление, президент, правительство, федеральный центр.
Литература
1. Республика Северная Осетия-Алания. Пригородный район: выбор цели? Сборник документально-исторических документов. – Владикавказ,1997.
2. Постановление Верховного Совета Северо-Осетинской ССР «О программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» от 6 марта 1993 г. № 84.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 185.
4. Докладная записка Президенту РФ министра по делам национальностей и религиозной политике Н. Егорова от 15.06.94 г., информационная записка главы Временной администрации на части территории РСО и ИР В.Д. Лозового секретарю Совета Безопасности РФ О.И. Лобову от 30.06.94 г. (см.: http://www.memo.ru Через два года после войны: Проблема вынужденных переселенцев в зоне осетино-ингушского конфликта. Раздел 7).
5. Протокол рабочего заседания председателя и сопредседателей Смешанной комиссии по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев от 28 июня 1994 г. // Путь к примирению.
6. Газета «Северная Осетия» от 9 августа 1994 г.
7. Протокол заседания Президиума правительства Республики Северная Осетия от 26 сентября 1994 г.
8. Постановление СФ ФС РФ «Об утверждении Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1970». 7 октября 1994 г. № 215-1.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1031.
10. Протоколы рабочих совещаний Правительства Республики Северная Осетия и Совета Временной администрации // Путь к примирению. С. 90–98.
ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Дзидзоев В.Д. Осетинская интеграция: сторонники и противники
Аннотация. В статье рассматривается необходимость объединения осетинского народа и образования нового субъекта в составе Российской Федерации. Приводится конкретные и убедительные факты и документы, проливающие свет на притеснения и подавление югоосетинского народа со стороны грузинских властей. Однако, с приобретением суверенитета Республика Южная Осетия имеет все основания для объединения с северными братьями и может успешно развиваться во всех отношениях в составе Российской Федерации. Местами автор дискутирует с другими исследователями национальной политики и межнациональных отношений.
Ключевые слова: Южная Осетия, Российская Федерация, политика, нация, объединение, интеграция, сторонники, противники, Российская империя, государство, абхазы, Грузия, конфликт, война, республика.
Литература
1. Пайчадзе Г.Г. Георгиевский трактат. – Тбилиси, 1983.
2. Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. – М., 2006;
3. Дзидзоев В.Д., Дзугаев К.Г. Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений. – Цхинвал, 2007 .
4. Абдулатипов А.Г. Авторитет разума. – М., 1999.
5. Захаров В.А., Арешев А.Г. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии (история, политика, право). – М., 2008.
6. Дзидзоев В.Д. Борьба югоосетинского народа за национальное самоопределение. 1917–1990 гг. (политико-правовые аспекты). – Владикавказ, 2011.
7. Епифанцев А.И. Будет ли новая российско-грузинская война? (Крах грузинской мини-империи). – М., 2010.
8. Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика (сведения грузинских источников об Осетии и осетинах). – Владикавказ, 2007.
9. Абдулатипов Р.Г. Дагестан в Каспийско-Кавказской геополитике Российской Федерации // Северный Кавказ в современной геополитике России. – Махачкала, 2009. С. 24–27.
10. Дзидзоев В.Д. Политико-правовые проблемы признания независимости Абхазии и Южной Осетии // Северный Кавказ в современной геополитике России. – Махачкала, 2009. С. 46–54.
11. Бзаров Р.С. Независимость Республики Южная Осетия – гарантия безопасности и надежности будущего осетинского народа // VI съезд осетинского народа (18–19 сентября 2007 г. в Цхинвале). – Владикавказ, 2009. С. 107–132.
12. Чибиров А.Л. Государственность Южной Осетии в свете международной правовой практики // Перспективы и особенности интеграционных процессов Северной и Южной Осетии (материалы Международной научной конференции. Владикавказ, 12–13 декабря 2013 г.). – Владикавказ, 2014. С. 65–73.
13. Дзапшба Ф.З. Суверенитет Абхазии: историко-правовое обоснование. – Саратов, 1995
14. Республика Южная Осетия (документы, хроники, краткая историческая справка на русском и английском языках). – Цхинвал, 2007.
15. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе (третье издание). – Владикавказ, 2000. С. 235.
16. Архив ЮОНИИ, д. 28. л. 18.
17. Архив ЮОНИИ. д. 28. л. 19.
18. Кавказское слово, 1919, 26 марта.
19. Захаров В.А., Арешев А.Е., Семерекова Е.Г. Абхазия и Южная Осетия после признания: исторический и современный контекст. – М., 2010.
20. Дзидзоев В.Д. Осетия в эпоху больших потрясений и перемен (исторический и политико-правовой анализ постсоветской истории). – Владикавказ, 2010.
21. Гаглойти Ю.С. Южная Осетия. – Цхинвал, 1994.
22. Тадтаев Т.В. Национально-освободительная борьба в Южной Осетии в начале XX в. (1900–1922 гг.). – Цхинвал-Владикавказ, 2014.

Кузьминов П.А., Урусова А.М. Попытки создания новой системы управления Кавказом в 50–70-х гг. XIX в
Аннотация. В результате либеральных преобразований 50–70-х гг. XIX в.на Северном Кавказе сложилась своеобразная система управления, которая представляла собой совокупность гражданского управления для жителей городов (Екатеринодара, Владикавказа, Моздока, Кизляра и др.) и Ставропольской губернии, военное для казачества (Терское и Кубанское казачье войско) и военно-народное – для горцев.
Ключевые слова: Северный Кавказ, традиционное общество, социальные отношения, система управления, область, округ, участок.
Литература
1. Дзидзоев В.Д. Народы Северного Кавказа в XVIII–XIX вв. – Владикавказ, 1994; Нальчик, 1995; Из истории взаимоотношений народов Северного Кавказа в XVIII–XIX вв. (историко-этнологическое исследование). – Махачкала, 1997; Осетия в системе взаимоотношений народов Кавказа в XYII – нач. XX вв. (историко-этнологическое исследование). – Владикавказ. 2001; 2003; Национальные отношения на Кавказе. – Владикавказ, 1995; 1998; 2000.
2. Кондрашева А.С. К проблеме соотношения обычно-правовых норм и официального законодательства на примере правового Кавказа (вторая половина XIX в.) // Обычное право и провой плюрализм в изменяющихся обществах. – М., 1999.
3. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов. – М., 1999.
4. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. – М., 2002.
5. Катанчиев Т.М. Кабардинское обычное право. Его особенности. – Нальчик, 2003.
6. Кузьминов П.А. Становление российской административно-судебной системы в Центральном Предкавказье в конце XVIII–начале XIX века // Труды современного гуманитарного университета (СГУ). Проблемы гуманитарных наук. – М., 2000. Вып.18; Кузьминов П.А. Образование Терской области в 1860 г. // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Третьей международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. – Армавир, 2002; Кузьминов П.А., Маргушева А.М., Цолоев Т.С. Первые опыты создания новой правовой системы Кабарды и Балкарии во второй половине XIX в. // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. Т. № 4. Нальчик, 2011. С. 79–81.
7. Битова Е.Г. Балкарские общества в административно-политической системе Российской империи XIX в. // Кавказский сборник. – М., 2004. Т. 1 (33).
3. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. В 2-х тт. – Тифлис, 1907. Т. 2.
8. Акты Кавказской археографической комиссии. – Тифлис, 1893. Т. 12.
9. Малахова Г.Н. Становление и развитие Российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII – XIX вв. – Ростов-на-Дону, 2001.
10. История российского государственного управления на Северном Кавказе в XVIII–XIX вв. – Ростов-на-Дону, 2004.
11. Бобровников В.О. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. – СПб., 2001.
12. ПСЗ-II. Т. XXVII. Отд. 1. С. 497–502.
13. История Дагестана. – М., 1968. Т. 2.
14. История Кубани с древнейших времен до конца XX века. – Краснодар, 2004.
15. Цуциев А., Дзугаев Л. Северный Кавказ 1780–1995: история и границы. – Владикавказ, 1997.
16. Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация // Respublica. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. Нальчик, 2000.
17. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. – Ростов-на-Дону, 1997.
18. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII – начало XX века). – Нальчик, 1995.
19. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.). – М., 1988.
20. Отчет по Главному управлению наместника Кавказского. – Тифлис, 1873.
21. Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских народных судов Кавказского края. – СПб., 1912.
22. Дзидзоев В.Д. Народы Северного Кавказа в XVIII–XIX вв. – Владикавказ, 1994. С. 94.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Хугаев И.С. Модерн в драмах Батырбека Туганова
Аннотация. В статье рассматривается драматургия Батырбека Туганова (1866–1921) в аспекте актуальной для начала XX века тематики, идеологии и изобразительных средств.
Ключевые слова: Туганов, Осетия, Дигория, драматургия, модерн, современность, рабочий класс, революция, 1-я мировая война.
Литература
1. Хадарцева А.А. История осетинской драмы: В 2 Т. – Орджоникидзе: Ир, 1983.
2. Суменова З.Н. Батырбек Туганов (критико-биографический очерк) // Туганов Б.И. Произведения. – Орджоникидзе: Ир, 1986.
3. Аветисян З.Ю. Художественный мир творчества Батырбека Туганова. – Автореф. дис. канд. филол. наук по спец. 10.01.02 (литература народов РФ). – Владикавказ, 2007. – URL: file:///C:/Users/Admin/AppData/Local/Microsoft/Windows/Temporary%20Internet%20Files/Content.IE5/SNYCSMPF/01003162401.pdf[дата обращения: 30.01.16].
4. Хугаев И.С. Генезис и развитие русскоязычной осетинской литературы. – Владикавказ: Ир, 2008.
5. Хетагуров К.Л. Без пастуха // Хетагуров К.Л. Полн. собр. соч.: В 5 Т. – Владикавказ: СОИГСИ, 1999–2001. Т. 1.
6. Туганов Б.И. Произведения. – Орджоникидзе: Ир, 1986.
7. Хетагуров К.Л. Вите // Хетагуров К.Л. Полн. собр. соч.: В 5 Т. – Владикавказ: СОИГСИ, 1999–2001. Т. 2.
8. Тотоев М.С. Писатель Б.Туганов – первый переводчик «Манифеста Коммунистической партии» на осетинский язык // Социалистическая Осетия. 1948. 28 февр.
9. Волков А.А. От реализма к декадентству. Л.Н. Андреев // Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. – М.: Просвещение, 1964. – URL: http://www.biografia.ru/arhiv/ruslit13.html [дата обращения: 01.02.16].
ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА
Басиев С.С., Бекузарова С.А. Чшиева М.Ч. Айсханова Е.С. История земледелия
на Северном Кавказе

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения и развития земледельческого типа цивилизации на Северном Кавказе, который являлся одним из древнейших центров распространения и применения новых «технологий» земледелия (террасной, дренажных систем, искусственного орошения и пр.). Несмотря на сложный географический рельеф и разнообразные климатические зоны, рассматриваемый регион как в глубокой древности, так и в последующие эпохи являлся весьма благодатным краем для хозяйствования, при умелом использовании его особенностей.
Ключевые слова: городище Кюль-тепе, племена кобанской археологической культуры, равнинная и предгорная территории Северного Кавказа, Чечня и Дагестан, земледелие балкарцев и карачаевцев, морозоустойчивые, скороспелые, засухоустойчивые сорта пшеницы, тяжелый передковый плуг, легкий плуг с железным лемехом волокуша, голландский крап, кавказская марена, хлопчатник, братья Урусбиевы, А. Ардасенов, Н.И. Вавилов, профессор Горского СХИ Б.М. Богданов, селекция, клевер, шелководство, производство шафрана.
Литература
1. ЦГА РСО-А. Ф. 46. оп. 62. Д. 25
2. ЦГА РСО-А. Ф, 46. Оп. 1. Д. 36
3. ЦГА РСО-А. Ф. 11., ОП. 62., Д. 887.
4. ЦГА РСО-А. Ф. 11., оп. 62., д 885
5. ЦГА РСО-А. Ф. 11, оп. 62., д. 844
6. ЦГА РСО-А. Ф. 11. оп. 62. Д. 832, 943
7. ЦГА РСО-А. Ф. 46, оп. 1. Д. 57
8. ЦГА РСО-А. Ф, 46. Оп. 1. Д. 59, 90; Терский календарь. – Владикавказ, 1914. С. 62, 131–135.
9. Чшиев Х.Т. Семантика зооморфных блях «крылатый баран» кобанской археологической культуры Кавказа: кавказско-индоевропейские параллели // Устойчивое развитие горных территорий / отв. ред. Ф.К. Медоева. 2014, № 1.
10. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.–1917 г.). – М.:Наука. 1988. 659 с.
11. История СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской революции /Академия наук СССР. Институт истории. Издательство «Наука».
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Газеев В.М., Гурбанов А.Г., Кусраев А.Г. , Попов С.В., Гурбанова О.А. Перспективы развития минералогического туризма на Северном Кавказе (напримере месторождений коллекционных минералов и поделочных камней)
Аннотация. Северный Кавказ является регионом с хорошими вековыми туристическими традициями. Здесь имеются: разветвленная сеть дорог и туристических троп; многочисленные гостиницы, кемпинги и турбазы. В последние десятилетия интенсивно развивается инфраструктура туристического сервиса на европейском уровне. В то же время регион богат коллекционными (горный хрусталь, барит, целестин, исландский шпат, анапаит, вивианит, самородная сера, аурипегмент, реальгар, киноварь, андалузит, дистен, гранат, турмалин), редкими минералами и привлекательной ископаемой фауной. Регион относится, по имеющимся данным, к перспективным на обнаружение ювелирно-поделочных камней, таких как: жад
империал, ларимар, хромдиопсид, аммолит, нефрит, тулит, пренит, смарагдит, пушкинит, хризопраз, мторолит, сердолик, авантюрин и ювелирных разновидностей граната. Можно считать, что эпизодический минералогический туризм в регионе существует более столетия, но развивается он «кустарно». В последнее время о каждой новой находке интересных минералов на Северном Кавказе становится известно из соответствующих минералогических сайтов. Для организации целенаправленного минералогического туризма в этом регионе необходимо собирать и публиковать информацию об имеющихся в регионе заповедных минералогических местах, сконцентрированную в многочисленных геологических отчетах и разрозненных статьях, в периодических геологических изданиях, что сделает эту информацию более доступной не только для профессиональных минералогов, но и для широкого круга любителей камня. Таким журналом может быть Вестник ВНЦ РАН, а минералогический туризм можно развивать на базе создаваемого ВНЦ РАН и ряда институтов РАН и университетов Международного исследовательского центра «Геолого-геофизический полигон».
Ключевые слова: Северный Кавказ, инфраструктура туристического сервиса, коллекционными (горный хрусталь, барит, целестин, исландский шпат, анапаит, вивианит, самородная сера, аурипегмент, реальгар, киноварь, андалузит, дистен, гранат, турмалин), редкими минералами и привлекательной ископаемой фауной, минералогический туризм, Международного исследовательского центра «Геолого-геофизический полигон».
Литература
1. Ахледиани Р.А. Минералогия жил «альпийского» типа месторождений Хдесцкали и Шода. – Тбилиси: Мецниереба, 1969. 80 с.
2. Глазков В.П., Новицкий Е.И., Луценко Е.Н. Отчет о результатах поисковых работ на цветные камни по Северному Кавказу за 1980 г. // Геол., фонд. СКТГУ, Ессентуки. 120 с.
3. Григоренко. М.В. Белореченское месторождение барита и баритоносность северо-западного Кавказа // «Барит», 1986. С. 116–123.
4. Григорович М.Б., Евдонин И.Н. Чалыкское месторождение исландского шпата в Черкесии // Разведка недр – ОНТИ., 1936 г., № 22. С. 1–3.
5. Евсеев А.А. Кавказ: Находки минералов и литература о них до 1990 г. // Среди минералов (альманах) РАН. Минералогический музей имени Ферсмана. – М, 2001. С. 9–28.
6. Ефремов Н.Е. Бариты Карачая // Минеральное сырье. – ОНТИ, 1938. № 2. С. 53–63.
7. Казанбиев М.К., Магомедов К.К., Маллаев Ш.А. Целестиновые залежи Дагестана и роль карста в их образовании // Геология и закономерности размещения Полезных ископаемых в мезо-кайнозойских отложениях Дагестана. АН СССР, Даг., филиал. Махачкала, 1975. Вып № 9. С. 133–141.
8. Луценко Е.Н., Глазков В.П. Отчет о результатах поисковых работ на цветные камни по Северному Кавказу за 1981–1984гг. // Геол., фонд. СКТГУ г. Ессентуки. 130 с.
9. Месечко А.Я., Полковский Г.Ф. Отчет о результатах поисковых работ на цветные камни и коллекционные образцы по Северному Кавказу за 1974 г. // Геол., фонд. СКТГУ г. Ессентуки. 95 с.
10. Месечко А.Я., Глазков В.П., Хайло Ю.К. Отчет о результатах поисковых работ на цветные камни по Северному Кавказу за 1976 г. // Геол., фонд. СКТГУ , Ессентуки. 89 с.
11. Письменный А.Я., Сербинов Н.А., Германовский Л.С. Отчет о результатах поисковых работ на ограночное и ювелирно-поделочное сырье на Северном Кавказе в 1974 г. // Геол., фонд. СКТГУ г. Ессентуки. 115 с.
12. Прендель Р. Заметка о горном хрустале с горы Казбек // Варшава. Ежегодник по Геологии и Минералогии России. 1899 – Том III. Вып. 7–8. С. 18–22.
13. Сердюченко Д.П., Каденский А.А. Ксонотлиты и пектолиты Кавказских и других месторождений // ЗВМО, 1958, вторая серия Ч. 87, вып. 1. С. 31–47.
14. Серебрийский В.И., Сорокин Ю.Д. Отчеты отряда цветных камней по работам 1974–76; 1977–79; 1980–82; 1983–84 гг. // Геол., фонд. СКТГУ г. Ессентуки, 120 с.
15. Серебрийский В.И., Седенко В.С. Новые цветные камни на Северном Кавказе // Тезисы докладов VII конференции по геологии и полезным ископаемым Северного Кавказа. Ессентуки, 1991 г. С. 219–221.
16. Франк-Каменский В.А. Виттерит из баритовых жил на Северном Кавказе (Джаланкол и Архыз) // ЗВМО. 1946, вторая серия Ч. 75, вып. 3. С. 181–186.
17. Хороленко М. Я. Мир жадеита // Абакан. Изд. «Хакасинтерсервис», 2008. 311 с.
18. Чернопятов В.Е., Чернопятова П.Е. Отчет о поисково-ревизионных работах Теплинской партии на пьезооптическое сырье в 1955 году // Геол., фонд. СКТГУ г. Ессентуки. 120 с.
19. Чирвинский П.Н. Об анапаите и других минералах из рудных пластов Керченского и Таманского полуострова // Ежегодник по геологии и минералогии России, 1904–1905. Том XII. С. 28–34.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

День науки. Международная научная конференция «Колмогоровские чтения»

В МИРЕ КНИГ
Техов Т.Т. Рецензия на книгу: Мамиева И.В. Поэтическая вселенная
К.Л. Хетагурова в словарном измерении («Осетинская лира»)

ЮБИЛЕИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Алкацеву М.И. – 90 лет
Бясову К.Х. – 80 лет
Дзлиеву М.И. – 70 лет