ПОПУЛЯРНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
Хугаев И.С. Опыт популярной хрестоматии осетинской малой прозы: Георгий Малиев. «Смерть глашатая»
DOI 10.46698/VNC.2022.53.29.001
УГОЛОК ОТЧИЗНЫ
Чшиев В.Т. Некоторые примечательные артефакты некрополя Фаскау у с. Галиат РСО-Алания
DOI 10.46698/VNC.2022.98.17.001
Аннотация. В статье рассматриваются археологические материалы известного некрополя кобанской культуры Кавказа Фаскау, примечательные с точки зрения их функционального и ритуального назначения.
Ключевые слова: некрополь Фаскау, кобанская археологическая культура Кавказа, предметы вооружения и вотивные, символические артефакты материальной культуры древнего населения Кавказа.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КУЛЬТУРА. ПРОГРЕСС
Салбиев Т.К. Осетинский традиционный танец Тымбылсимд (семантика и происхождение)
DOI 10.46698/VNC.2022.19.26.001
Аннотация. В статье рассматриваются археологические материалы известного некрополя кобанской культуры Кавказа Фаскау, примечательные с точки зрения их функционального и ритуального назначения.
Ключевые слова: некрополь Фаскау, кобанская археологическая культура Кавказа, предметы вооружения и вотивные, символические артефакты материальной культуры древнего населения Кавказа.
ИСТОРИЯ
Туаллагов А.А. К истории ныхаса
DOI 10.46698/VNC.2022.98.11.001
Аннотация. По заключению исследователей, «нартовскиеныхасы» и аналогичные им комплексы являются памятниками аланского периода. В прошлом они служили святилищами, посвященными женскому божеству и одновременно связанными с судебной деятельностью. Связь суда с культом Богини-матери соотносится с некоторыми осетинскими фольклорно-этнографическими материалами, позволяющими полагать наличие оригинальной древнеирано-скифо-алано-осетинской параллели. Образ богини был изначально связан с представлениями о миропорядке и законе. В рамках ее культа и могло происходить становление и функционирование судов.
Ключевые слова: ныхас, суд, культ, аланы, осетины.
Гостиева Л.К. Из истории создания книги «Древние осетины и Осетия» (1903) А.Н. Кодзаева
DOI 10.46698/VNC.2022.32.20.001
Аннотация. Главное место в творческом наследии А.Н. Кодзаева занимает историко-этнографическая монография «Древние осетины и Осетия» (1903). В основу книги положено сочинение автора на соискание ученой степени кандидата богословия, подготовленное в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Выявлены истоки формирования направления научных интересов автора: разработка вопросов истории аланского христианства и соотношение традиционной религии и христианства в духовной культуре осетин. Рассмотрено изменение взглядов ученых на историческо-этнографическое исследование А.Н. Кодзаева.
Ключевые слова: А.Н. Кодзаев, Санкт-Петербургская духовная академия, история, аланское православие, осетины, христианизация.
Рахно К.Ю. Нартовский эпос и династическая мифология франкских королей Меровингов
DOI 10.46698/VNC.2022.34.11.001
Аннотация. Статья предлагает западноевропейские параллели к рождению трикстераСырдона в нартовском эпосе осетин. Это династические мифы известного франкского королевского рода Меровингов, отразившиеся в хронике Фредегара. Предок династии Меровинг родился вследствие того, что королева на берегу моря вступила в связь с чудовищем в образе коня (кентавра), связанным с морским богом Нептуном, как его именует хронист. Вследствие этого все Меровинги обладали некими звериными чертами, прежде всего шерстью на хребте, о чем сообщают византийские и немецкие источники. Это чудесное происхождение выступало обоснованием сакральной природы власти франкских монархов. Следы этого же мифа прослеживаются у другого средневекового германского народа – лангобардов. Они, вероятно, обязаны своим появлением династическим связям правящего лангобардского рода по женской линии с Меровингами. Но там миф о происхождении принца от морского чудовища, из-за свержения молодого короля Адалоальда, претендовавшего на такое сверхъестественное происхождение и сакрализацию своей власти, получил негативную оценку, осуждался и был трактован в христианском духе. Именно в таком виде он зафиксирован историком Павлом Диаконом. Степные, иранские культурные, а возможно, и этногенетические связи средневековых франков заставляют внимательнее отнестись к тому, что сюжет мифа перекликается со скифо-сакским культом бога моря Тагимасада как предка царской династии. С почитанием Тагимасада были связаны изображения морского коня в скифском искусстве. Тагимасаду в нартовском эпосе соответствует Донбеттыр, владеющий чудесными морскими лошадьми и выступающий предком правящего рода Ахсартаггата. От связи Дзерассы с ДонбеттыромГетагом рождается Сырдон, обладающий рядом звериных черт.
Ключевые слова: нартовский эпос, Сырдон, Меровей, Меровинги, франки, лангобарды
Кагазежев Ж.В. Тау-символ в адыгской традиционной религии
DOI 10.46698/VNC.2022.88.53.001
Аннотация. Исследование символизма в традиционной религии адыгов представляет собой важную задачу для воссоздания целостной картины истории региона. Она неразрывно связана с древними религиозными мировоззрениями, исследование которых раскрывает феномен сакральности атрибута в адыгской традиционной религии. В статье исследуется смысл древнего атрибута –Тау-символа (адыг. – тхьэпщ) и его значение в традиционной адыгской религиозной системе. Тау-символ имел большую популярность среди адыгов вплоть до конца XIX в. и являлся сакральным атрибутом поклонения Великому Богу (адыг. – Тхьэшхуэ).Исследование смыслового понимания Тау-символа и связанных с ним обрядов приводят к выводу о доминировании в адыгской традиционной религии идей монотеизма, вере в Великого Бога – Тхашхо (адыг. – Тхьэшхуэ), создателя вселенной.
Ключевые слова: Адыги, традиционная религия, Тау-символ, Тхьэ, свидетельства современников, религиозная система.
Гассиева М.А. Современная югоосетинская историография и ее «неудобные темы»
DOI 10.46698/VNC.2022.85.18.001
Аннотация. Рассмотрены аспекты изучения «неудобных тем», которые в советской науке не нашли своего объективного отображения, оценки и осмысления. В 90-е годы рассекречиваются архивы, пересматривается история советской действительности. «Неудобные» в прошлом вопросы становятся самостоятельным объектом изучения в историографии, в том числе в югоосетинской. В научной литературе и публицистике появились работы, осмысливающие геноцид южных осетин в 1920 году и необоснованные политические репрессии в 1937–1938 гг.
Ключевые слова: «неудобная тема», геноцид 1920 года, сталинские политические репрессии, дискриминация народа, право народа на самоопределение.
Батагова Л.Х. Деятельность партийных и советских органов власти Северной Осетии по допризывной подготовке молодежи в 1920–1930 гг.
DOI 10.46698/VNC.2022.58.84.001
Аннотация. В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов рассмотрены некоторые аспекты работы партийных и советских органов Северной Осетии с молодежью, подлежащей призыву в ряды Красной Армии в 1920-30-е гг. Автор анализирует основные направления, формы и методы, реализуемые в подготовке призывной молодежи, выявляя их положительные и отрицательные стороны.
Ключевые слова: призывник, допризывная подготовка, Северная Осетия.
Кодалаева Х.Г. О разделенности осетинской нации и становлении Республики Южная Осетия – Государства Алания
DOI 10.46698/VNC.2022.13.68.001
Аннотация. В статье рассматриваются причины, характер и последствия разделенности осетинского народа, который с 1920 г. де факто имеет статус разделенного народа. Акцент делается на том, что в содержании Договора между РСФСР и Грузинской Демократической Республикой от 7 мая 1920 г. было много волюнтаристского, субъективного, что и предопределило дальнейшие драматические события в отношениях, как Грузии и Южной Осетии, так и Грузии и Российской Федерации.
Ключевые слова: Осетия, Грузия, договор, РСФСР, большевики, волюнтаризм, Российская империя.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Гурбанов А.Г., Краль Я.3, Газеев В.М., Лексин А.Б., Докучаев А.Я., Гурбанова О.А. Время проявления аплифта на территории Северного Кавказа
DOI 10.46698/VNC.2022.47.11.001
Аннотация. Метод фишен-трекового датирования дает возможность реконструкции эволюции поднятий, вызванных тектоническими процессами. Целью исследований в структурно-формационных зонах (СФЗ) Большого Кавказа (БК) являются: 1) определение диапазона аплифта во времени; 2) выявление зональности во времени проявления аплифта; 3) выяснение связи проявления аплифта с региональными процессами (надвиги, коллизия и др.). Объекты исследований – кристаллы апатита из гранитоидных и метаморфических пород доальпийского фундамента. Из массивов гранитоидных и метаморфических пород методом сколков отобрано 44 пробы весом до 15 кг каждая с замерами координат и высотных отметок. Флотацией и разделением в тяжелых жидкостях выделены мономинеральные фракции апатита. Из каждой пробы отбиралось 300–500 кристаллов апатита, которые разделялись на две части. В первой части определялась наведенная плотность треков – нагревалась пять часов при 550 °С для удаления самопроизвольных треков, а вторая – не нагревалась. Затем образцы апатита двух частей пробы облучались в ядерном реакторе. После облучения как спонтанные (рs), так и индуцированные трековые (рi) части проб помещались в шашки из эпоксидной смолы и протравливались в одинаковых условиях (1 % HNO3, 5 минут, 20 °C). Подсчет треков производился на оптическом микроскопе. В результате распределение фишен-трековых (ФТ) возрастов аплифта в СФЗ БК показало, что Эльбрусский поперечный разлом является западной границей зоны Транс-Кавказского поперечного поднятия (ТПП), прослеживающегося вдоль левого борта долины р. Баксан из истоков р. Азау на юге и до Кавминвод на севере, разделяя территорию БК на два блока с разной историей поднятий: западный (от р. Белая на западе до р. Баксан на востоке) и восточный (от долины р. Баксан на западе до долины р. Фиагдон и, возможно, далее на восток). Важную роль в распределении величин времени аплифта играет Эльбрусский поперечный разлом, имеющий черты рифтообразных структур. Результаты исследований имеют, кроме научного, и практическое значение – они необходимы при выборе безопасных мест для сооружения малых гидроэлектростанций в горных регионах России.
Ключевые слова: фишен-трековый анализ кристаллов апатита, определение времени проявления аплифта, структурно-формационные зоны Большого Кавказа.
Саттарзаде Н.А., Новрузов Н.А. Характеристика минералого-геохимических особенностейстратиформного колчеданного месторождения Филизчай (Большой Кавказ, Азербайджан)
DOI 10.46698/VNC.2022.99.83.001
Аннотация. Филизчайское колчеданно-полиметаллическое месторождение, приуроченное к нижнеюрским (верхнеплинсбахским) терригенным отложениям, характеризуется богатым минеральным составом, разнообразием текстурно-структурных особенностей и широким геохимическим спектром. Основными текстурными типами колчеданно-полиметаллические руд являются слоисто-полосчатый, массивный, пятнисто-вкрапленный и прожилково-вкрапленный. Главные рудные минералы – пирит, сфалерит, галенит, халькопирит и пирротин – представлены несколькими генерациями. Установлено, что медь, цинк, свинец и серебро являются важнейшими промышленными компонентами руд. Среди промышленно-технологических типов руд самые высокие концентрации благородных металлов (Au и Ag) обнаруживаются в окисленных рудах. В природных типах руд месторождения элементами-примеся ми наиболее обогащены слоисто-полосчатые колчеданно-полиметаллические. Показатели концентраций – элементов примесей и величины количественных соотношений между ними в рудах – могут быть использованы в качестве геохимических индикаторов физико-химических условий рудоотложения.
Ключевые слова: Филизчайское стратиформное месторождение, рудные минералы, геохимические особенности руд, кластерный анализ.
КАВКАЗ - «ГОРА НАРОДОВ»
Письмо Л.А. Чибирова Ш.А. Гапурову
ЛЮДИ НАУКИ
Дзидзоев В.Д.
Талантливый ученый и организатор науки Д.К.-С. Батаев
ЮБИЛЕИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Дзидзоев В.Д.
Становление ученого (к 70-летию со дня рождения В.Х. Акаева)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
День российской науки в Северной Осетии
Печатные издания ВНЦ